Роль
образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому и
правовому государству, к рыночной экономике,
необходимость преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций
экономического и общественного
развития.
В современном
мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества
экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния
человеческого капитала. Восстановление
ответственности и активной роли государства
в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением
необходимых для этого ресурсов и
созданием механизмов их эффективного использования.
Концепция
развивает основные профессиональные принципы образовательной
политики в России, которые определены в
Законе Российской Федерации «Об образовании»
и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до
2025 года, а также Федеральная «Программа развития среднего
профессионального образования России на
2000-2005 годы» от 1 февраля 2000 г. № 305 (с изменениями от 10 мая 2001 г. №
2015 и от 9 сентября 2002 г. № 3242).
Концепция
взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической
политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную
перспективу и определяет приоритеты и меры
реализации генеральной, стратегической
линии в предстоящее десятилетие—
модернизации образования.
Среднее
профессиональное образование является качественно определённым
уровнем системы профессионального образования,
занимающим значительное место в
удовлетворении образовательных потребностей личности и общества.
Средняя
профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного
и массового профессионального образования, направленного на подготовку
специалистов среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня
личности, что обуславливает не только профессиональную, но и общеобразовательную
ценность этого уровня образования.
В условиях
расслоения общества, снижения территориальной мобильности малообеспеченных
слоев населения возрастает социальная значимость среднего профессионального
образования.
Значительное
количество средних специальных учебных заведений, относительно
краткие сроки и невысокие затраты на обучение обуславливают гибкость и мобильность
системы среднего профессионального образования, играющего важную роль не
только в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы, но и
в удовлетворении образовательных потребностей населения с ограниченными
экономическими возможностями.
Современный этап
развития среднего профессионального образования характеризуется значительным
изменением профильной структуры подготовки кадров. За последние 10 лет доля
приёма на экономические и юридические специальности
возросла с 11% до 32 % за счёт сокращения доли приёма на технические с 53 % до
34 % и сельскохозяйственные с 12 % до
6 % специальности. В тоже время в 1996-1999 годах наблюдается
стабилизация и постепенный рост масштабов подготовки специалистов
по техническим специальностям, прежде всего за счёт расширения реализации
образовательных программ в области технического и технологического сервиса (технологического
обслуживания машин и оборудования, обслуживание вычислительной
техники). Важным направлением изменения профильной структуры является
рост подготовки специалистов в области бытового обслуживания населения.
Современный
этап развития среднего профессионального образования характеризуется
значительным изменением профильной структуры подготовки кадров. За
последние 10 лет доля приёма на экономические
и юридические специальности возросла
с 11% до 32 % за счёт сокращения доли приёма на технические с 53 % до 34 % и
сельскохозяйственные с 12 % до 6 % специальности. В тоже время в
1996-1999 годах наблюдается стабилизация и постепенный рост масштабов подготовки
специалистов по техническим специальностям, прежде всего за счёт расширения
реализации образовательных программ в
области технического и технологического сервиса (технологического обслуживания машин и
оборудования, обслуживание вычислительной техники). Важным направлением
изменения профильной структуры является рост подготовки специалистов в области
бытового обслуживания населения.
Формируются
новые направления подготовки в области сервиса, образования,
экономики и управления. За последние три года
в Классификатор специальностей среднего профессионального образования
введено более 20 новых специальностей.
Осуществлено
обновление содержания среднего профессионального образования, обеспечивающее его
интеллектуализацию и гуманитаризацию, развитие вариативности
и гибкости образовательных программ, расширение профиля подготовки и
повышение профессиональной мобильности
специалистов. Разработан и введён в действие Государственный образовательный
стандарт среднего профессионального образования в части государственных
требований к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников по специальностям, завершается разработка учебно-программного
обеспечения стандарта.
В основном
сформирована нормативно-правовая база среднего профессионального образования,
направленная на обеспечение его функционирования в условиях
расширения автономности образовательных учреждений, изменения
организационно-экономического
механизма, введение Государственного стандарта и включающая в себя документы по регламентации формирования
образовательных программ, организация образовательного процесса,
хозяйственной деятельности средних специальных
учебных заведений.
Возросло
разнообразие сети средних специальных учебных заведений по видам, профилям и организационно-правовым
формам образовательных учреждений. Учебные
заведения расширяют спектр образовательных услуг и становятся многопрофильными,
многоуровневыми и многофункциональными, такими как наш Колледж.
Развиваются
связи среднего профессионального образования с другими образовательными
уровнями как в содержательном, так и в организационном аспекте. Первый аспект
проявляется в развитии преемственности образовательных программ различных
уровней, второй—в расширении
интеграции учебных заведений различных типов. Растёт численность выпускников со
средним профессиональным образованием, ежегодно поступающих в вузы для
продолжения образования. Таким образом, среднее профессиональное
образование не только обеспечивает получение специальности, но и создаёт условия
для продвижения личности в образовательной системе.
Дальнейшее
развитие получил государственно-общественный характер управления
профессиональным образованием. Действуют 79 региональных советов директоров,
18 профильных ассоциаций специальных учебных заведений. Союз директоров
средних специальных учебных заведений России, созданный в 1998 году, активно
участвует в формировании стратегии развития
среднего профессионального образования, в работе по повышению качества и
оптимизации структуры подготовки специалистов.
Вместе с тем
функционирование и развитие среднего профессионального образования сопряжено с
наличием серьёзных проблем, обусловленных как внешними,
так и внутренними особенностями современного этапа деятельности системы.
В условиях
нестабильности социально-экономической ситуации в обществе, отсутствия
долгосрочного прогноза развития экономики затруднено формирование профильной
структуры подготовки специалистов среднего звена.
Нарушение
традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров,
(Слабое влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы, недостаточное взаимодействие
органов управления образованием с территориальными службами занятости населения
затрудняет приведение содержания и структуры
образования в соответствии с потребностями экономики и социальной сферы,
организацию практической подготовки студентов, трудоустройство выпускников.
Значительное
сокращение бюджетного финансирования, полное отсутствие финансирования
жизнеобеспечения учебных заведений создаёт угрозу невозможности
их нормального функционирования.
Отсутствие
нового поколения учебников и учебных пособий приводит к ухудшению обеспечения
учебного процесса, невозможности открытия новых специальностей,
введения новых технологий и методов обучения.
Требует
серьезного совершенствования система нравственного, гражданского, патриотического воспитания молодёжи в
средних профессиональных учебных заведениях,
не получила должного развития Внеучебная деятельность студентов.
Не проработан
механизм эффективного взаимодействия органов управления средним профессиональным образованием.
Имеют место несогласованные действия органов управления различных уровней в
отношении системы среднего профессионального
образования.
Отсутствует
целостная система контроля деятельности в средних профессиональных
учебных заведениях, обеспечивающая достижение требуемого качества подготовки специалистов.
Невыполнение
законодательства в области образования, недостаточная разработанность правовой
базы среднего профессионального образования значительно
затрудняет образовательную и хозяйственную деятельность средних профессиональных
заведений в новых социально-экономических условиях.
Развитие
среднего профессионального образования осуществляется в условиях
коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом
развитии России: формирования гражданского общества, рыночного
сектора экономики, процессов регионализации, изменений в сфере занятости,
перегруппировки спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной
сферы, а также с учётом возрастания
требований общества к качеству и конкурентоспособности
человеческих ресурсов.
В соответствии с
основными показателями проекта прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации до 2010 года предполагается приоритетное
развитие таких отраслей экономики, как лёгкая промышленность, пищевая
промышленность, деревообрабатывающая промышленность, сервисное обслуживание
населения.
Настоящее
ПОЛОЖЕНИЕ разработано во исполнение «Программы развития среднего
профессионального образования России на 2000-2005 годы» от 1 февраля 2000 года №
305 и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» от 11 февраля 2002 года
№ 393.