В соответствии с особенностями современного этапа и
перспективами развития экономики и социальной
сферы происходит увеличение потребностей в специалистах
среднего звена, изменение их роли, места и функций, повышение требований
к компетенции, технологической культуре и качеству труда.
Наряду с традиционными местами деятельности расширяется занятость
специалистов со средним профессиональным
образованием в рыночной инфраструктуре (маркетинговое, финансовое, правовое
обеспечение), налогово-бюджетной
сфере, управлении персоналом.
Возрастает использование специалистов среднего
звена в сервисном обслуживании населения (технический, технологический,
информационный, социально-культурный сервис), где они являются наиболее массовой
и мобильной частью рабочей силы.
Развитие малого предпринимательства не только расширяет сферу
использования специалистов среднего звена, но
и предоставляет им принципиально новые возможности самостоятельного
создания рабочих мест для себя и других.
Ведущая роль в развитии отраслей экономики и
социальной сферы принадлежит наукоёмким и информационным технологиям, применение
которых сопровождается
увеличением количества рабочих мест, требующих среднего профессионального
образования.
Происходит значительное расширение таких функций специалиста
среднего звена, как обеспечение
административно-технической поддержки процессов управления,
непосредственного управления техническими, технологическими и информационными
системами, контроля качества потребительских и экологических характеристик продукции, её безопасности.
Увеличивается роль среднего профессионального
образования в становлении духовных идеалов молодёжи, оказании ей помощи в
самовоспитании, самоопределении, нравственном совершенствовании, освоении
социального опыта.
Перспективы развития экономики и
социальной сферы требуют от специалиста среднего звена новых профессиональных и
личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, экологическую, правовую,
информационную, коммуникативную культуру,
культуру предпринимательства, умение осознавать себя и предъявить другим,
способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям
в условиях неопределённости, приобретению новых знаний, творческую активность и ответственность за выполняемую
работу.
Это обусловливает необходимость перехода системы среднего профессионального
образования на реализацию модели опережающего образования, в основе которого
лежит идея развития личности, развития самой системы среднего профессионального
образования и её влияния на основные общественные интересы. Опережающее
образование в отличие от традиционного ориентируется в подготовке
специалистов не только на конкретную
профессиональную деятельность, сколько на формирование готовности к освоению новых
знаний, приобретению многофункциональных умений и обеспечивает профессиональную
мобильность и конкурентоспособность
выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынка труда.
Цели.
В соответствии с изменением требований
к среднему профессиональному образованию определяются следующие основные
исходные принципы его развития:
Принцип вариативности образования предполагает гибкое реагирование среднего
профессионального образования на изменение внешней среды и как следствие —
диверсификацию профессиональных образовательных программ, а также форм
государственно-общественного управления и социального партнёрства.
Принцип регионализации образования предполагает последовательную ориентацию
деятельности КОЛЛЕДЖА на комплексное социально-экономическое развитие Москвы, местные рынки труда и запросы
населения, гибкое сочетание федерального, отраслевого и регионального
управления средними профессиональными заведениями с участием государственно-общественных структур.
Принцип
непрерывности образования предполагает преемственность среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями с учётом
сложившихся традиций формирования структуры и содержания образования. Исходным
моментом в развитии взаимодействия среднего профессионального образования с
начальным профессиональным и высшим профессиональным образованием
является общность совместно принятых концептуальных подходов и их реализация в
подготовке кадров, удовлетворение потребностей личности в непрерывном
образовании. При реализации программ дополнительного профессионального
образования средняя профессиональная школа должна формировать гибкие системы
повышения квалификации и переподготовки кадров с ориентацией на удовлетворение
индивидуальных
профессионально-образовательных потребностей.
Принцип
автономности средних профессиональных заведений предполагает развитие
академической хозяйственной самостоятельности КОЛЛЕДЖА, совершенствование
механизма самоуправления, формирование программ экономического развития
КОЛЛЕДЖА.
Принцип эффективности социального взаимодействия отражает необходимость
согласования действий всех субъектов
(площадок) образовательного пространства и направлен на формирование и проведение
единой образовательной политики в целях развития КОЛЛЕДЖА.
Задачи.
приведение
профессиональных образовательных программ в соответствие с запросами
личности, с потребностями рынка труда, перспективами развития экономики и
социальной сферы;
изменение структуры содержания подготовки и его качественное обновление
с учётом перехода на опережающее образование,
обеспечивающее развитие личностно-профессионального потенциала специалистов и их мобильности;
совершенствование воспитательного процесса, создание условий для гармоничного
развития личности и реализация её творческой активности.
Основные
направления.
совершенствование специальностей в соответствии с потребностями рынка труда и перспективами развития
общества;
развитие гибкости, вариативности и открытости профессиональных образовательных
программ среднего профессионального образования, профессиональной
переподготовки и повышения квалификации в системе многоуровневой подготовки специалистов;
обеспечение
преемственности среднего профессионального образования с другими уровнями образования;
развитие гуманизации и гуманитаризации образования;
усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки;
расширение
интеллектуализации образования;
развитие
информатизации образования;
введение в
действие нового поколения государственных образовательных стандартов
по специальностям начального и среднего профессионального образования;
обеспечение
соответствия Государственного образовательного стандарта начального и среднего
профессионального образования тарифно-квалификационным требованиям по должностям;
формирование
учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, нового
поколения учебников и учебных пособий,
средств обучения;
развитие
реализации профессиональных образовательных программ начального профессионального образования в КОЛЛЕДЖЕ с учётом
преемственности начального
профессионального и среднего профессионального образования;
введение
новых технологий и методов обучения (включая личностно ориентированные,
модульные, интенсивные, информационные технологии);
расширение
самостоятельности КОЛЛЕДЖА в формировании содержания образования;
поддержка и развитие инновационных
профессиональных образовательных
программ и технологий;
развитие
научно-исследовательской работы и иной творческой деятельности
преподавателей и студентов;
развитие
внеучебной деятельности студентов;
развитие воспитательной среды, обеспечение вариативности воспитательных
систем.