Воспитательная
деятельность Колледжа как неотъемлемая часть выполнения
образовательными учреждениями
среднего профессионального образования своего предназначения —
удовлетворения образовательных потребностей личности, подготовки
конкурентоспособных специалистов среднего звена для отраслей
экономики и социальной сферы современной России, постоянно изменяется под
воздействием большого числа факторов, как внутренних, так и внешних.
К
основным из них могут быть отнесены:
общая
социально-экономическая ситуация в России (снижение жизненного
уровня большинства населения, неблагополучие многих семей,
высокий уровень безработицы, ухудшение состояния здоровья
молодёжи, рост в молодёжной среде наркомании, алкоголизма, преступности,
межнациональной напряжённости);
социально-психологические особенности выпускников школ,
поступивших для продолжения образования в Колледж;
уровень
подготовленности педагогических коллективов к ведению воспитательной
работы;
отставание материально-технической базы для реализации
воспитательной деятельности от современных запросов;
недостаточный уровень научно-методической обеспеченности
процесса
воспитания в системе среднего профессионального образования и
ряд других.
Общая неблагополучная
социально-экономическая ситуация в России, выражающая
в реструктуризации экономики и свёртывании ряда производств,
приводит к сокращению числа
рабочих мест для выпускников Колледжей. И как следствие на
первый план для учащихся выходят проблемы материального благополучия
и предстоящего трудоустройства. Это порождает такую тенденцию как
усилие защитной ориентированности воспитательной деятельности в
системе среднего профессионального образования в целях формирования
социальной и профессиональной
мобильности выпускника. Исходя из стремления социально защитить своих
выпускников Колледж предлагает своим абитуриентам и учащимся не
только наиболее перспективные специальности, востребованные
специализации и программы дополнительной подготовки, но и проводит
со своими студентами специальные социально-психологические тренинги
по поиску работы, ведению переговоров
с нанимателем. Формирование у выпускников Колледжа позиции активного
«игрока» на рынке труда является одной из современных
тенденций воспитания в системе
среднего профессионального образования.
Сохранение демографического неблагополучия (низкая рождаемость,
распад семей), снижение роли семьи в воспитании заставляет всех
работающих с молодёжью
и педагогических работников Колледжа, в особенности, уделять большое
внимание
вопросам социализации личности, укрепления и сохранения здоровья студентов,
их психологической и материальной поддержки, воспитанию у подрастающего
поколения ценности семьи, полноценного родительства, здорового
образа жизни, что может рассматриваться как тенденция компенсации
недостаточной роли семьи в воспитательной деятельности Колледжа.
В тоже время
прослеживается роль семьи в выборе абитуриентом специальности
и учебного заведения системы среднего профессионального образования.
Каждый третий выпускник общеобразовательной школы,
поступивший для продолжения
своего образования в Колледж, осуществил выбор специальности и
учебного заведения с помощью родителей. При этом потомственность
профессии является важным фактором, определившим выбор
абитуриента.
Одной из тенденций
современной воспитательной деятельности в Колледже
является стремление педагогов
перевести процесс воспитания студентов в плоскость их самовоспитания.
Педагогический
коллектив Колледжа работает над созданием механизма (системы
условий) развития способностей студента к самоопределению,
саморазвитию и самореализации. Современные студенты в качестве
основных направлений
самовоспитания и саморазвития выбирают информационную культуру,
правовое сознание, языковую культуру, экономическое сознание и
физическое развитие. Вместе с тем, уровень мотивации к
достижению поставленных целей у
студентов Колледжа недостаточен.
Следующая тенденция — это
изменения в средствах воспитательной деятельности. Новые средства
воспитательной деятельности, такие как Интернет и современные
компьютерные технологии, видео и аудиопродукция, нетрадиционная печатная
продукция расширяют возможности студентов ознакомиться с самыми противоречивыми
оценками одного и того же события, в этих условиях готовность педагогов
к активному диалогу становится важным условием эффективности его воспитательной
деятельности, направленной на развитие у студентов критичности
мышления, умения анализировать поступки, факты, действия, иметь и
отстаивать собственную точку зрения. В концепции находят отражение
признание личности развивающегося человека высшей социальной
ценностью, уважение уникальности
и своеобразия каждого студента.
Цели.
В
условиях продолжающегося реформирования российского общества системы
среднего профессионального образования играет значимую роль в
удовлетворении интересов личности, потребностей Московского рынка
труда, перспектив развития экономики и социальной сферы.
Основными достижениями в развитии Колледжа являются:
гибкость и вариативность содержания образования;
многоуровневость, многопрофильность и многофункциональность Колледжа;
практика инновационной деятельности;
научный потенциал педагогических кадров;
налаживание связей с работодателями и другими субъектами социального
партнёрства.
В
настоящее время одним из ведущих направлений развития Колледжа признаётся
совершенствование воспитания как неотъемлемой самоценной части целостного
образовательного процесса на основе следующих принципов:
гуманистической направленности воспитания;
его природосообразности и культуросообразности;
эффективности социального взаимодействия;
концентрации
воспитания на развитие социальной и культурной компетенции личности.
Под воспитанием понимается целенаправленный процесс создания условий
для развития,
саморазвития и самореализации личности воспитуемого. При этом
следует исходить из признания того, что только совокупное действие (как
элемента единой Воспитательной системы) таких условий воспитания,
как:
создание здоровьесберегающего
образовательного пространства;
влияние личности воспитателя и
его деятельности;
эффективная организация социальной ситуации развития;
личностное и
социально-ролевое общение;
осуществление
деятельностного сотрудничества
в коллективе;
активная творческая деятельность воспитуемых, соотнесённая с
особенностями
их социально - возрастного периода развития.
может дать положительный
воспитательный эффект.
Для социально -
возрастного развития студентов Колледжа характерно развитие
мотивационной сферы личности, выражающейся в определении своего
места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на
познавательную деятельность,
самосознание и моральное сознание. В юношеском возрасте решающее
значение придаётся динамике «внутренней позиции» формирующейся
личности, которая складывается из того, как молодой человек на
основе предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее
возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному
положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое он
хочет занимать, именно эта внутренняя позиция обуславливает
определённую структуру его отношений к действительности, к
окружающим и к самому себе. Вместе с тем, в образовательном
пространстве Колледжа происходит формирование
познавательных и профессиональных интересов студента, его
способности строить жизненные планы и вырабатывать
нравственные идеалы, которые в свою
очередь влияют на становление
внутренней позиции студента.
Колледж, являясь важным
институтом социализации, продолжает вслед за
общеобразовательной школой
осуществлять воспитательные воздействия, раскрывающие для
студентов новые грани общечеловеческих ценностей Жизни, Добра,
Истины, Красоты.
Колледж имеет возможности
показать студентам пути реализации таких качеств как милосердие и
сострадание не только в обыденной жизни, но и в профессиональной
деятельности — социальной, педагогической, правовой, медицинской и
др.
Колледж позволяет
представить ценность познания, разума, понимания сущности бытия,
мироздания не только как абстрактный идеал, но и как учебную и
практическую деятельность, как процесс становления и
самосовершенствования
Профессионала.
Ценности красоты и
гармонии могут воплотиться для студентов Колледжа в конкретных
продуктах их собственного труда, типах отношений между сверстниками
и сверстницами, которые складываются в студенческом возрасте.
Особый смысл приобретает на этом этапе жизни молодёжи формирование
их активной
гражданской позиции, что выражается в гражданском самосознании,
осознании прав и свобод человека, правовой культуре, правовом
поведении, способности к диалогу, толерантности, ответственности за
свои поступки и свой выбор,
социальной справедливости.
Для юношей-студентов
актуальным является воспитание их как будущих защитников Отечества, и одним из важных направлений воспитательной
деятельности в Колледже должно стать создание условий для подготовки
к военной службе, для
физического развития и занятий спортом, более глубокого освоения
российской культуры в «общем» контексте мировой культуры, что наполнит
конкретным патриотическим содержанием воспитание у них
гражданственности.
Задачи.
Такие качества человека
как ответственность, целеустремлённость, самостоятельность и др.
формируются у студентов Колледжа в условиях стремительно расширяющегося круга их делового и профессионального общения. У юношей и
девушек появляется чувство
ответственности не только перед собой, семьёй, конкретным
преподавателем, но и перед потребителями результатов их
профессиональной
деятельности. Целеустремлённость начинает приобретать конкретное
содержание в стремлении
так освоить получаемые в Колледже знания, чтобы быть конкурентоспособным
на рынке труда. Развитая самостоятельность должна обеспечить
выпускнику Колледжа уверенность в себе, в своих способностях,
соответствовать быстро
меняющимся условиям жизни и работы.
Воспитание в Колледже ставит следующие задачи:
преемственность воспитательной деятельности, осуществляемой на
предшествующих уровнях системы непрерывного образования, с
учётом изменившихся возрастных и
социально-психологических особенностей студентов Колледжа;
целенаправленное управление развитием личности студента как
целостным
процессом с учётом региональных и национальных особенностей, а
также профессиональной
специфики;
личностный подход,
признающий интересы личности студента и его семьи;
гражданственность, выражающаяся в соотнесении воспитательной
деятельности
с интересами общества и государства;
вариативность воспитательных систем, предполагающая различные
модели воспитательной деятельности;
компетентное использование педагогическим коллективом Колледжа
обоснованных
психолого-педагогической теорией и практикой подходов, методов и
приёмов.
Основными ориентирами для оценки результативности воспитания в
Колледже могут
быть показатели сформированное у студентов и выпускников Колледжа
таких качеств, которые необходимы им для реализации своих
гражданских прав и свобод,
соблюдения требований общества, государства, выполнения обязанностей
члена семьи, трудового коллектива.
В
условиях реализации стратегических задач образования на передний
план выходит
задача развития научных исследований по важнейшим проблемам воспитания
и распространение их результатов в Колледже.
Для целенаправленного развития и повышения качества воспитательной
деятельности в Колледже важное значение имеет её кадровое
обеспечение, готовность педагогов к решению проблем и современных
задач воспитания. В этой связи актуальным становится материальное и
моральное поощрение педагогического коллектива Колледжа за успехи в
воспитательной деятельности.
Воспитание — сложный,
многоплановый и многоуровневый процесс, в котором
положительный результат достигается путём расширения пространства
социального партнёрства, развитием согласованного
взаимодействия самого воспитуемого,
педагога, коллектива Колледжа в целом, органов управления
образования, других
организаций и ведомств. Лишь такое взаимодействие позволяет
воспитателям эффективно решать задачи обеспечения
самоопределения личности, создания
условий для её самореализации,
экономического и социального прогресса общества, укрепления и
совершенствования правового государства.
Основные направления
развития воспитательной деятельности Колледжа.
1.
Содержание и организация воспитательной деятельности Задачи:
создание условий для развития личности и реализации её
творческой активности;
развитие воспитательной среды и воспитательных систем, их
вариативности в среднем профессиональном образовании.
Основные направления:
создание условий для становления мировоззрения и системы
ценностных
ориентации студента Колледжа;
формирование профессиональной направленности воспитательной
деятельности;
воспитание культуры межнационального общения;
формирование здорового образа жизни и экологической культуры;
воспитание культуры
общения в семье, трудовом коллективе, быту, обществе
в целом;
развитие отношений
сотрудничества студентов и преподавателей;
развитие творческой деятельности студентов, соотносимой с общим
контекстом
его будущей профессиональной деятельности;
развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы
жизнедеятельности
студентов Колледжа;
организация отдыха студентов как специфической формы реализации
образовательного и оздоровительного процессов.
2.Управление воспитательной
деятельностью.
Задача: формирование
эффективной системы управления воспитательной деятельностью
на уровне Колледжа.
Основные направления:
обеспечение
системности воспитательной деятельности на этапах планирования,
реализации и подведения итогов;
развитие студенческого самоуправления и институтов коллективной
студенческой
самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов);
обеспечение взаимодействия органов управления образованием и
Колледжа в разработке и реализации воспитательной деятельности;
координация межведомственного взаимодействия в Колледже.
3.
Кадровое обеспечение воспитательной деятельности.
Задача: развитие воспитательного потенциала системы кадрового
обеспечения
Колледжа.
Основные направления:
освоение технологий воспитания (личностно-ориентированных,
личностно-деятельных,
системно-ролевых и др.) в ходе подготовки и повышении квалификации
педагогов, мастеров, заместителей директоров и других
педагогических работников Колледжа;
разработка обучающих
программ для всех категорий специалистов, осуществляющих
воспитательную деятельность в Колледже.
Организация и руководство внеаудиторной
самостоятельной работой студентов.
1.Согласно Типовому положению об
образовательном учреждении СПО, утверждённому постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 марта
2001 года № 160, самостоятельная
работа является одним из видов учебных занятий
студентов.
2.Самостоятельная работа студентов
проводится с целью:
систематизации и
закрепления полученных теоретических знаний и практических
умений студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную
документацию и специальную литературу для
развития познавательных способностей и активности студентов;
творческой
инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к
саморазвитию,
самосовершенствованию и самореализации;