1.1.
Социально-психологическая служба (далее СПС) колледжа сферы услуг № 44 (далее
колледжа) представляет собой необходимое звено современной системы образования и
является структурным подразделением колледжа. Под СПС понимается организационная
структура, состоящая из заместителя директора по социальным вопросам,
практических психологов отделений колледжа, психолога, и руководителя СПС.
1.2. Деятельность СПС
обеспечивается специалистами, имеющими высшее образование или высшее
профессиональное образование с дополнительным образованием.
1.3. СПС осуществляет
психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса
колледжа, что предполагает совместную деятельность и сотрудничество со всеми
участниками образовательного процесса: администрацией, преподавателями,
медицинскими работниками, родителями, студентами. СПС способствует формированию
развивающей образовательной среды колледжа, оказывает содействие их личностному
росту, создает условия для их самопознания, самоопределения, саморазвития.
1.4. Работа СПС основывается
на строгом соблюдении международных и российских актов и законов об обеспечении
защиты и развития личности детей и юношества. В своей деятельности СПС
руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными
законами, указами и постановлениями Президента РФ и Правительства РФ, Положением
о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ,
нормативными документами, актами и инструкциями Департамента образования города
Москвы, Уставом колледжа и настоящим Положением.
1.5. СПС имеет двойное
подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Директор колледжа
осуществляет административное управление, финансирование и
материально-техническое оснащение СПС. По содержанию руководитель СПС
согласовывает свою деятельность с научно-методическим центром колледжа или
местной психологической службой при управлении образования.
2.
Цели, задачи и содержание деятельности СПС
2.1. Основной целью
СПС является обеспечение условий полноценного развития и психологического
благополучия личности в образовательном пространстве колледжа.
2.2. Цель деятельности СПС
реализуется через психологическое сопровождение образовательной деятельности
колледжа и выполнение следующих задач:
содействие в создании
образовательной среды, способствующей развитию интеллектуального, личностного,
творческого потенциала студентов и преподавателей;
психологический
анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление
основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их
разрешения;
создание
психолого-педагогических условий для успешной адаптации студентов в колледже;
создание
психолого-педагогических условий для сохранения психологического здоровья
студентов в период обучения и их личностного самоопределения;
создание
психолого-педагогических условий для предупреждения профессиональной дезадаптации выпускников колледжа;
участие в подготовке
и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе
непрерывного образования.
2.3. СПС функционирует как
целостная система, действующая в рамках основных направлений:
научного, изучающего
закономерности психического развития личности. Данное направление реализуется
через теоретические и экспериментальные исследования, обоснование и разработку
психодиагностических, развивающих и психокоррекционных методов работы СПС;
прикладного,
осуществляющего психологическое обеспечение процесса обучения и воспитания через
составление программ, разработку психологического обоснования дидактических и
методических материалов, подготовку педагогов и воспитателей;
практического,
обеспечивающего непосредственную работу практических психологов колледжа со
всеми участниками образовательного процесса.
2.4. СПС осуществляет
психологическое сопровождение образовательной деятельности колледжа, выполняя
следующие виды работ:
психологическое
просвещение предполагает приобщение педагогического коллектива колледжа и
студентов к психологическим знаниям через лекции, беседы, выступления на
дисциплинарно-цикловых комиссиях, часах общения и пр.;
психологическая
профилактика – предупреждение возможного неблагополучия в психологическом и
личностном развитии студентов, охрана их психологического здоровья через
оказание психологической поддержки, проведение психолого-педагогических
консилиумов, индивидуальных и групповых консультаций и тренингов, антистрессовых
мероприятий. Психологическая профилактика является основным, системообразующим
направлением деятельности социально-психологической службы колледжа;
психологическая
диагностика может осуществляться как в рамках социально-психологического
мониторинга всех студентов колледжа, так и индивидуально с целью оказания помощи
в профессиональном и личностном самоопределении;
психологическое
консультирование – оказание необходимой и возможной помощи студентам, их
родителям (или лицам, их заменяющим), педагогическим работникам и другим
участникам образовательного процесса в решении их индивидуальных проблем;
психологическая
коррекция – преодоление нарушений в развитии юношей и девушек на различных
уровнях (психофизиологическом, индивидуально-личностном, личностном,
микрогрупповом, социальном) совместно с другими специалистами.
3.
Права и обязанности работников социально-психологической службы
3.1. В своей
профессиональной деятельности сотрудники СПС обязаны:
руководствоваться
правительственными и нормативными документами, указанными в п. 1.4.;
соблюдать этический
кодекс психолога;
рассматривать вопросы
и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;
знать новейшие
достижения психологической науки, применять современные научно-обоснованные
методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической
работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;
выполнять указания и
рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны специалистов,
руководящих СПС по профессиональной линии, выполнять распоряжения администрации
колледжа, если они не находятся в противоречии с психологической наукой и
практикой, и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих
профессиональных возможностей и средств;
оказывать необходимую
возможную помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных
проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития студентов.
Оказывать необходимую и возможную помощь студентам в решении их индивидуальных
проблем;
вести запись и
регистрацию всех видов работ;
в конце учебного года
представлять статистический отчет директору колледжа;
3.2. Сотрудники СПС
имеют право:
самостоятельно
формулировать конкретные задачи работы, выбирать формы и методы этой работы,
решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделение
приоритетных направлений в определенный период;
требовать от
администрации учебного заведения создания условий, необходимых для успешного
выполнения профессиональных обязанностей;
отказываться от
выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения
противоречат профессиональным этическим принципам или задачам их работы;
знакомиться с
документацией колледжа;
выступать с
обобщением опыта своей работы на научно-практических конференциях, в научных и
научно-популярных журналах, газетах;
иметь учебную и
факультативную нагрузку;
обращаться за
консультацией в научно-методические и психолого-педагогические центры.
4.
Обеспечение деятельности службы
4.1.
Деятельность службы обеспечивается директором колледжа.
4.2. Для работы службы в
помещении колледжа выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые
условия для проведения различных видов работ.
4.3. График работы всех
работников службы согласуется с администрацией и учитывает необходимость
методической работы и работы над повышением квалификации.
4.4. За каждым из четырёх
отделений колледжа закрепляется практический психолог, которому устанавливается
педагогическая нагрузка в объеме 17,5 часов. Данные часы включаются в
педагогическую нагрузку преподавателей. Указанная нагрузка может быть
суммирована по двум-трем отделениям одному из педагогов – психологов.
4.5. На время отсутствия
психолога его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему
необходимой квалификацией.
4.6. Служба работает в
тесном контакте со всеми структурными подразделениями колледжа.
4.7. Служба осуществляет
взаимодействие с другими учреждениями образования, здравоохранения,
государственными социальными институтами, а также с общественными организациями,
оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии
обучающихся, воспитанников.