Основную
роль в процессе социализации молодежи в настоящее время все больше стали играть
стихийные факторы, в том числе средства массовой информации, неформальные
объединения. В этих условиях мир молодежи, система ее ценностей и идеалов,
мотивационно-потребительская сфера оказались во многом закрытыми для старшего
поколения, педагогов, родителей и начали формироваться без их активного участия.
Встал вопрос кардинальной перестройки воспитательной работы. В России была
разработана «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в России». Исходя из
ее основных положений, мы и создали свою воспитательную систему. Создание
системы воспитательной работы - задача чрезвычайно сложная. Не случайно
психолого-педагогическая наука не дала до сих пор однозначного ответа.
Для
формирования системы воспитания необходимо:
Изучение стратегических установок в развитии
системы воспитания, разработанных Министерством образования.
Гуманизация учебно-воспитательного процесса на
основе объектно-субъектных отношений, где главной целью воспитания является
создание условий для развития и саморазвития личности.
Совершенствование содержания подготовки и
переподготовки педагогов.
Совершенствование норм и принципов управления
учебно-воспитательным процессом.
Создание и активная деятельность
социально-психологической службы.
В основе
нашей воспитательной системы лежит два слова "самоопределение" и
"самореализация".
К нам
приходят 15-17 летние юноши и девушки со сложившимися характерами. Можем ли мы
их перевоспитать, изменить? Вряд ли. Но мы можем создать такую воспитательную
среду, которая заставит их проявить свои лучшие качества, раскрыться, понять
себя и свои возможности, заставить поверить в себя и в конечном итоге
измениться.
Действительно, мы ставили целью создание саморазвивающейся воспитательной
системы, в которой педагоги, учащиеся, родители являются полноправными
субъектами воспитания. Системообразующий фактор воспитательной работы колледжа
состоит во взаимосвязанных аспектах: временного, содержательного и
организационного.
Временной аспект системы воспитания структурирован следующими этапами:
1
курс
- адаптация студентов к новым условиям деятельности в колледже, введение в
профессиональное образование;
2-3 курсы
- ценностное самоопределение личности;
4 курсы
- формирование профессионала.
Содержательный аспект системы воспитания:
формирование творческого, высокопрофессионального специалиста;
воспитание социально-зрелого человека, способного и готового к полноценному
выполнению основных личностно-ролевых функций в обществе.
Исходя из
этого, мы определяем основные задачи и направления работы. Любая работающая
система предполагает результат, воспитательная система ориентирована на
личность, на её развитие. Дальнейшее развитие личности предполагает диагностику
и прогнозирование. Вот почему огромную роль играет в этом процессе
социально-психологическая служба. Они разрабатывают программы диагностики,
психопросвещения и психокоррекции, создают банк данных об учащихся нового
набора, оказывают социально-психологическую помощь в адаптации и многое другое.
В процессе
воспитания очень важно приобщение личности к духовным и материальным ценностям
общества, традициям и культуре социального бытия через собственную активную
жизнедеятельность. Наши студенты имеют широкий спектр выбора для самореализации:
участие в работе органов самоуправления, Советов отделений, Совета физической
культуры. У нас действуют кружки художественной самодеятельности: фольклорная
группа. Мы имеем успехи в художественной самодеятельности. Большое количество
ребят занимается спортом в секциях баскетбола, волейбола, футбола, легкой
атлетики. Традиционно мы являемся победителями круглогодичной спартакиады
учащихся.
На
протяжении многих лет колледж является участником и победителем выставок
технического творчества. Это результат эффективной работы предметных и
технических кружков. Интересно работают цикловые комиссии, которые организуют
предметные недели, олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции, круглые
столы. Большинство общеколледжных и групповых дел проводится по методике КТД
(коллективное творческое дело). Это позволяет приобщать к подготовке и
проведению огромное количество ребят, помогает раскрыть их творческий потенциал.
В
последние годы очень много говорят о бережном отношении к личности. Мы исходим
из правила, что "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность
отстаивают". Личность может реализовываться только в коллективе. Сплочение и
развитие коллектива, сохранение его традиций - одна из важнейший задач
воспитания.
Такие
чувства могут возникнуть только в едином коллективе. Мы проводим очень много
общеколледжных мероприятии; конкурсы газет, смотры-конкурсы на лучшую группу,
смотры художественной самодеятельности, интеллектуальные игры, шоу-программы,
трудовые и экологические акции, акции милосердия, конкурсы художественного
творчества.
Все мы
знаем, какое значение придается сегодня идеологическому, героико-патриотическому
воспитанию. В идеологическом воспитании остаются основополагающие приоритеты:
любовь к Родине, своему народу, своей культуре, своей семье. Мы считаем, что
надо воспитывать действующих патриотов: сделай свою страну лучше, чище,
красивей, изучай свою историю и культуру и узнай, что у нас есть, чем гордиться.
В регламенте проведения воспитательных часов у нас заложен час истории Москвы и
культуры. Проводятся такие мероприятия, как: экскурсии, встречи с деятелями
искусства и культуры, тематические недели, конкурсы фольклорных коллективов,
выставки художественного творчества учащихся и их родителей помогают приобщить
ребят к живительному роднику нашей культуры.
Опыт
работы в органах самоуправления колледжа помогает многим нашим ребятам
самореализоваться. Парадоксальность творческого труда заключается в том, что он
бывает одновременно и захватывающе увлекательным и мучительно трудным, но самое
главное, что он очень интересен и помогает нам реализовываться как личности.