В соответствии
с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовой
положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования
итоговая государственная аттестация слушателей осуществляется государственными
аттестационными комиссиями, организуемыми в Колледже на каждой
из его площадок.
Основные функции
государственных аттестационных комиссий:
комплексная оценка, уровня знаний слушателей с учётом целей обучения,
вида профессиональной образовательной программы, установленных
требований к содержанию программ обучения;
рассмотрение
вопросов о предоставлении слушателям по результатам обучения права вести
профессиональную деятельность в определённой сфере, или присвоении
специалисту дополнительной квалификации и
выдаче соответствующих дипломов: о
профессиональной переподготовке, о дополнительном (к среднему
профессиональному) образовании;
определение
уровня освоения краткосрочных и среднесрочных дополнительных
профессиональных образовательных программ и решение вопросов о выдаче
слушателям удостоверения или свидетельства о повышении
квалификации;
разработка
рекомендаций по совершенствованию обучения слушателей по дополнительным
профессиональным образовательным программам.
Государственные
аттестационные комиссии руководствуются в своей деятельности
Рекомендациями, утверждёнными Письмом Минобразования РФ от 21 ноября 2000 года № 35-52-172ин/35-29 и
учебно-методической документацией, разработанной Колледжем на основе
требований к содержанию профессиональных
образовательных программ, устанавливаемых Министерством
образования Российской Федерации.
2.Общие
требования.
Итоговая
государственная аттестация слушателей может состоять из одного или нескольких
аттестационных испытаний в зависимости от сроков обучения и видов
профессиональных образовательных программ по выбору Колледжа. Используются
следующие виды аттестационных испытаний:
итоговый
экзамен по отдельной дисциплине;
итоговый
междисциплинарный экзамен по программе обучения;
реферат
по отдельной дисциплине или ряду дисциплин;
подготовка
и защита аттестационной работы (выпускной работы или
дипломного проекта).
Итоговый экзамен по отдельной
дисциплине должен определять уровень усвоения слушателем учебного и
практического материала (углублённое изучение актуальных проблем, приобретение
профессиональных навыков, формирование деловой квалификации) и охватывать всё
содержание данной дисциплины, установленное соответствующей дополнительной
профессиональной образовательной программой.
Итоговый
междисциплинарный экзамен по программе обучения наряду с требованиями
к содержанию отдельных дисциплин должен устанавливать также соответствие
уровня знаний слушателей квалификационным требованиям и конкретным
профессиям или должностям.
Работа над
рефератом должна предусматривать углублённое изучение дисциплин,
способствовать развитию навыков самостоятельной работы с литературой, нормативными
актами, положениями, методиками.
Тематика
рефератов определяется Колледжем. Слушателю предоставляется право выбора темы реферата.
Подготовленный слушателем реферат подлежит рецензированию.
Аттестационные
работы призваны способствовать систематизации и закреплению знаний слушателей по
профессиональным образовательным программам, умению анализировать и находить
решение конкретных задач, формированию у слушателей творческого подхода к
рассмотрению экономических, производственных
и социальных проблем.
Тематика
аттестационных работ определяется Колледжем. Слушателю предоставляется
право выбора темы аттестационной работы или он может предложить свою тематику с
обоснованием целесообразности её разработки. Тематика аттестационных работ может
быть сформирована руководителями предприятий и организаций направляющих
слушателей на обучение.
При подготовке
аттестационной работы рекомендуется каждому слушателю назначать
руководителя и консультантов.
Аттестационные
работы подлежат рецензированию и защищаются перед государственной
аттестационной комиссией.
Качество
выполнения аттестационной работы и результаты её защиты являются
одним из главных показателей эффективности обучения слушателей.
Аттестационные работы, направленные на реализацию конкретных мероприятий
по развитию и совершенствованию деятельности предприятий и организаций
могут быть рекомендованы для практического
внедрения.
Объём времени и
вид (виды) аттестационных испытаний, входящих в итоговою государственную
аттестацию слушателей, устанавливаются учебными планами, а также
государственными требованиями к минимуму содержания обучения и
уровню требований к специалистам для
дополнительной квалификации.
Аттестационные
испытания, включённые в государственную итоговою аттестацию, не могут быть
заменены оценкой уровня знаний на основании текущего
контроля успеваемости и промежуточной
аттестации слушателей.
Программы
итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам, итоговых междисциплинарных
экзаменов, требования к рефератам и аттестационным работам, а также
критерии оценки знаний слушателей на аттестационных испытаниях утверждаются
директором Колледжа после их обсуждения на заседаниях педагогических
советов Колледжа с участием председателя аттестационной комиссии.
3. Состав
государственных аттестационных комиссий.
Государственная
аттестационная комиссия организуется по каждой профессиональной
программе, реализуемой Колледжем.
Аттестационные испытания, входящие в государственную итоговую аттестацию
по программам повышения квалификации, проводятся комиссиями, которые
могут входить в единую государственную
аттестационную комиссию.
Государственную
аттестационную комиссию возглавляет председатель, который
организует и контролирует её деятельность, обеспечивает единство требований,
предъявляемых к слушателям.
Председателем
Государственной аттестационной комиссии не может быть работник
Колледжа.
Председатель
государственной аттестационной комиссии утверждается Директором
Колледжа.
Заместитель
директора по учебной работе является заместителем председателя государственной
аттестационной комиссии. В аттестационных комиссиях организованных
на площадках Колледжа заместителями председателя назначаются руководители
структурных подразделений по учебной работе.
Государственная
аттестационная комиссия формируется из преподавателей Колледжа и лиц
приглашённых из сторонних учреждений: преподавателей других образовательных
учреждений (площадок) и специалистов предприятий и организаций
по профилю осваиваемой слушателями программы.
Состав членов
государственной аттестационной комиссии утверждается Директором
Колледжа.
4. Порядок
проведения итоговой государственной аттестации.
Форма и условия
проведения аттестационных испытаний, входящих в государственную итоговую
аттестацию, определяются Колледжем самостоятельно и
доводятся до слушателей:
при
освоении программ профессиональной переподготовки за 2-4 месяца
до начала итоговой аттестации;
при
освоении краткосрочных и среднесрочных программ повышения квалификации за 2-4 недели до
начала итоговой аттестации;
при
освоении профессиональных программ начального и среднего образования со дня
начала обучения в Колледже.
Слушатели обеспечиваются программами
дисциплин, по которым проводятся экзамены, знакомятся с тематикой рефератов и
аттестационных работ, им создаются необходимые условия для подготовки, включая
проведение консультаций.
К итоговому
междисциплинарному экзамену по программе и защите аттестационной
работы допускаются лица, завершившие обучение по профессиональной
образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные
испытания, предусмотренные учебным планом.
Итоговый
экзамен по отдельной дисциплине может проводиться до завершения
обучения по профессиональной образовательной программе, если он является
не единственным аттестационным испытанием.
Сроки подготовки
реферата и этапы аттестационной работы регулируются
Колледжем самостоятельно.
Сдача итоговых
экзаменов и защита аттестационной работы проводится на
открытых заседаниях государственной
аттестационной комиссии с участием не менее
двух третей их состава.
Решение
государственной аттестационной комиссии принимается на закрытых
заседаниях простым большинством голосов комиссии, участвующих в заседании.
При равном числе голосов голос председателя комиссии является решающим.
Решение
комиссии принимается сразу же и сообщается слушателю.
Выдача
слушателям документов осуществляется при условии успешного прохождения всех
установленных видов аттестационных испытаний, включённых в итоговую
государственную аттестацию.
Отчёты о
работе государственных аттестационных комиссий докладываются на Педагогическом
совете Колледжа.
5. Основные
направления.
Необходимость
перехода на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития
личности, развития самой системы среднего профессионального образования и её
влияния на основные общественные процессы.
Опережающее образование в отличие от традиционного ориентируется в
подготовке специалистов не столько на конкретную профессиональную деятельность,
сколько на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению
многофункциональных умений и обеспечивает профессиональную мобильность и
конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынка труда.
Принцип
вариативности образования предполагает гибкое реагирование среднего
профессионального образования на изменения внешней среды и как следствие
— диверсификацию профессиональных образовательных программ, видов и форм
социального партнёрства.
Принцип
регионализации образования предполагает последовательную ориентацию
деятельности Колледжа на комплексное социально-экономическое развитие
города Москвы, местные рынки труда и запросы населения.
Принцип
непрерывности образования предполагает преемственность среднего профессионального образования с
другими образовательными уровнями с учётом сложившихся традиций формирования
структуры и содержания образования. Исходным
моментом в развитии взаимодействия среднего профессионального образования
с начальным профессиональным и высшим профессиональным образованием является
общность совместно принятых концептуальных подходов и их реализация в подготовке
кадров, удовлетворении потребностей личности в непрерывном образовании. При
реализации дополнительного профессионального образования Колледж должен
формировать гибкие системы повышения квалификации и
переподготовки кадров с ориентацией на
удовлетворение индивидуальных профессионально-образовательных потребностей.
Принцип
автономности Колледжа предполагает развитие их академической и хозяйственной
самостоятельности, совершенствование механизма самоуправления, формирование
программ экономического развития Колледжа.
Принцип
эффективности социального взаимодействия отражает необходимость
согласования действий всех площадок образовательного пространства и направлен
на формирование и проведение единой образовательной политики в целях развития
среднего профессионального образования:
по
реализации основных профессиональных образовательных программ
среднего профессионального образования
повышенного уровня (Письмо Минобразования РФ от 4 марта 2004 года №
19-52-221ин/19-28);
по
реализации сокращённых и ускоренных основных профессионально
образовательных программ среднего профессионального образования (Приказ
Минобразования РФ от 14 ноября 2001 года № 3654);
по
реализации основных профессиональных программ, для лиц получающих
второе среднее профессиональное образование (Письмо Минобразования
РФ от 18 декабря 2000 года № 16-52-64/16-16).